• ГЛАВНАЯ

  • О КАФЕДРЕ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛИ 
  • УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ
  • ВЫПУСКНИКИ 2013
  • АБИТУРИЕНТЫ
  • БИБЛИОТЕКА
  • КОНТАКТЫ

  • НАУЧНАЯ РАБОТА

  • ПУБЛИКАЦИИ КАФЕДРЫ и НОЦ
  • НИРС
  • НОЦ КПСП

  • АЦентр
  • ЧО РАПН

  • ЧелМО РАПН


  • Кафедра политологии

    454080, Челябинск, пр. им В.И. Ленина, 76, к.458 E-mail: kpol@susu.ac.ru

      на главную | вниз

    СТАТЬИ

      Яхнин Александр, гр. СГ-112. Научный руководитель - Сибиряков И.В.

      ПОНЯТИЕ "КОНСЕРВАТИЗМ":
      НЕУЛОВИМАЯ ДЕФИНИЦИЯ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ?

      Термин "консерватизм" впервые был употреблен французским писателем Р.Шатобрианом, который в 1818 г. стал издавать журнал "Консерватизм". С тех пор слова "консерватизм" и "консервативный", не имея четких значений и порою меняя их, употреблялись зачастую произвольно, что в значительной мере усложняет анализ рассматриваемого понятия.

      Исследователи консерватизма по-разному трактуют это понятие. Одни видят в консерватизме определенный образ мышления, умонастроение, другие - стиль поведения, третьи - форму идеологии. Но чаще всего под консерватизмом понимают политическую философию, тип политики, ориентированные на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей и противостоящие резкому обновлению, радикальным новациям .

      Дать же универсальное определение понятия "консерватизм" очень трудно, поскольку "для каждой социально-культурной и политико-экономической традиции объектом сохранения оказываются совершенно различные, а зачастую противоположные и враждующие комплексы идей, ценностей, идеалов .

      На протяжении десятилетий консервативными назывались самые несхожие идеологические и политические течения.

      Вплоть до недавнего времени большинство отечественных исследователей рассматривали консерватизм как явление, прежде всего охранительное, тормозящее общественный прогресс, противодействующее развитию и совершенствованию человеческой личности. Так, А.А.Галкин и П.Ю.Рахшмир определяли его как "тип политики господствующих классов анта-гонистического общества с соответствующей идеологической надстройкой, с определенной партийно-организационной базой, который возник как реакция на Великую французскую революцию, вобрав в себя как феодально-аристократические, так и буржуазные компоненты. Консерватизм направлен против общественного прогресса, противодействуя ему разнообразными методами - от провозглашения готовности к ограниченным реформам до откровенного насилия". Одновременно авторы обращали внимание и на психологическую сторону консерватизма, подчеркивая, что "ему придают силу и жизнеспособность глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, коренящиеся в психологии массовых слоев населения" .

      В последние годы, однако, подходы российских ученых к определению сущностных черт данного феномена начали меняться. В частности, по мнению А.М.Миграняна, одной из центральных идей консерватизма является "представление о том, что человеческий разум ограничен в своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального процесса и определения места человека в этом процессе". Для консерватора "социальный прогресс - это результат проб и ошибок, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, воплощающийся в институтах и ценностях, которые человек не сконструировал сознательно, а потому и не в состоянии ими управлять" .

      Еще более широкий, вневременной взгляд на консерватизм характерен для С.П.Сокольского, который определяет его как приверженность ко всему существующему, устоявшемуся, независимо от того, что это значит в каждом конкретном случае .

      Консерватизм - универсальное свойство человеческой натуры, - считает Л.Сигал. - Человек консервативного склада - это тот, кто по поводу всякой новой затеи склонен заявить: "Подождите, давайте поразмыслим, быть может, старая система не так уж и плоха, не стало бы хуже". Если негодность старой системы очевидна, консерватор, утверждает автор, попытается внести в нее такие изменения, которые были бы минимально достаточными. Он - решительный противник всякой крутой ломки, разрыва преемственности, попрания традиций .

      А.Ю. Мелвиль совершенно справедливо полагает, что в том случае, когда мы говорим о консерватизме как об определенном жизненном настроении, человеческом темпераменте или же о политической идеологии "отталкиваться нужно не от идеи, а от социальной базы. Всегда носителем консервативных идей, консервативной идеологии выступали слои, чье положение оказывалось пошатнувшимся в результате социально-политических перемен. … Консерватизм по своей сути - это реакция на иную политическую реальность. Он - по сути, идеология вторичная и ситуа-ционная, и в данном случае надо понять, по отношению к чему эта идеология вторична и ситуационна. При всем при этом консерватизм - это стремление сохранить разумное зерно, которое воспроизводится на последующих этапах синтеза" .

      Впрочем, столь общие определения, объясняющиеся сложностью и многогранностью рассматриваемого явления, вряд ли способны служить основой содержательного анализа. Чтобы играть роль исследовательского инструмента, определение должно содержать емкое описание всей совокупности фактов, имеющих существенное значение для данного феномена.

      Восполнить имеющиеся пробелы может типологический анализ, позволяющий исследовать разнообразие вариантов и закономерностей отечественного консерватизма и специфику его проявления в историческом разрезе.

      Разновидностью консервативной идеологии является неоконсерватизм. Неоконсерватизм зародился в послевоенный период и получил широкое распространение в 70-е гг. ХХ в. как реакция на политику либеральных социальных реформ 60-х гг. ХХ в. Формированию этого нового типа консервативной идеологии способствовало распространившееся разочарование в идеологии и социальной политике либерализма, в частности, в свойственном ему технократическом оптимизме. Такие социально-политические прогнозы либералов как "классовый мир" и "социальная интеграция" были развеяны массовыми движениями протеста 60 - 70-х гг. ХХ в., их экономические постулаты, обещавшие бескризисное поступательное развитие капиталистического производства и неуклонное повышение уровня жизни, оказались несостоятельными в свете разразившегося на Западе в 70-х гг. ХХ в. экономического и энергетического кризисов, спада экономического производства, роста инфляции и безработицы.

      Резкое усложнение проблем "постиндустриализма", рост сложности современной общественной системы и очевидное бессилие либерально-технократических рецептов их решения на фоне усиления тенденций социального реформизма вызвали в качестве обратной реакции рост интереса к традиционным консервативным социальным схемам. К тому же в 70 - 80-х гг. ХХ в. существенно изменилось отношение к консерватизму как идеологическому феномену. Если сразу после Второй мировой войны консерватизм во многих странах отождествлялся с фашизмом и реакцией, то в конце 70-х гг. ХХ в. он вновь приобрел популярность.

      В ряде европейских стран возникли политические партии под названием "консервативная", "народная", "демократическая". Приход к власти в США в 1980 г. Р.Рейгана и его избрание на второй срок в 1984 г., победа три раза подряд Консервативной партии во главе с М.Тэтчер в Великобритании, результаты парламентских и местных выборов в ФРГ, Италии, Франции показали, что идеи и принципы, выдвигавшиеся этими силами, оказались созвучными настроениям широких слоев населения.

      Теоретическое содержание идеологии неоконсерваторов, по мнению ее основателей, среди которых И.Кристол, Д.Белл, Н.Подгорец, С.Липсет и др., последует ряд мотивов, традиционно присущих консервативной идеологии. К ним относятся аналогия свободного рынка, элитаризм, социокультурный и религиозный традиционализм. Особый упор неоконсерваторы делают на упадке таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, сдержанность, консенсус, патриотизм, на исчезновении уверенности людей в себе.

      Сторонники неоконсерватизма признают необходимость вмешательства государства в экономику и принятия им на себя ряда социальных функций, однако требуют ограничить и сократить это вмешательство и выполняемые государством функции, с одной стороны, и увеличить роль рыночных механизмов, - с другой. Неоконсерваторы видят выход общества из кризиса в ограничении и минимизации государственного вмешательства в экономические процессы, в укреплении индивидуального предприни-мательства, развитии рыночных отношений, усилении авторитета властей, укреплении законности и законопослушания. При этом защищаются вечные ценности морали, права, религии. В то же время неоконсерватизму присущи черты, ранее не отождествлявшиеся с консервативной идеологией: неоконсерваторы ратуют за медленные и постепенные изменения, имеющие целью сохранение всего хорошего и исправление всего дурного.

      Таким образом, в условиях разочарования в политическом потенциале либерализма консерватизм и неоконсерватизм выступают ведущей силой, противостоящей тенденциям радикализации общества. В новой ситуации потенциал политического роста консервативных идей выглядит достаточно внушительным и в России, и в других странах мира.



    Данная работа была представлена на конкурс "Российский консерватизм. Идея, история,перспектива"

      | наверх


    Письмо администратору сайта
    © 2001-2004 Кафедра политологии ЮУрГУ