Предметом статьи является исследование динамики распространения исламского экстремизма на территории новых независимых государств Средней Азии (Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения) и в Казахстане. Эти государства характеризуются религиозной и культурной общностью, примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития, во многом сходным политическим устройством, сходными путями исторического развития, наличием разнообразных межгосударственных связей на уровне правительств и граждан. В качестве факторов распространения экстремизма рассматриваются внутренние экономические, социальные, культурные и политические влияния, а также влияния со стороны соседних государств: Афганистана, Китая (Синьцзян-Уйгурского Автономный Район), Ирана и России. Террористические угрозы в отношении граждан и территории России со стороны Средней Азии и Казахстана. Очаги терроризма и вооружённого экстремизма в Средней Азии и Казахстане. Активность террористов различных формирований в регионе. Активность религиозных и политических экстремистов. Основные очаги экстремизма и терроризма в Средней Азии. Активность террористических организаций стран, не относящихся напрямую к перечисленным. Контакты и совместная деятельность террористов и экстремистов. Факты и практика нарушения пограничного режима. Международный терроризм. Географическая ситуация в регионе. Формирование государств и границ региона в современном виде происходило в ХХ веке. Прежде большинства из них в современных границах не существовало. Пять экс-республик СССР были созданы сначала в качестве автономий в рамках СССР, и в 1991 получил полную независимость. Регион представляет собой единую территорию, государства которой очень тесно примыкают друг к другу. Четыре из государств экс-СССР имеют границы с четырьмя другими государствами, Узбекистан граничит сразу с пятью странами. Из числа перечисленных государств от прочих стран Средней Азии наиболее изолированы Туркмения, которая не имеет общих границ с Киргизией и Таджикистаном, и Таджикистан, который не имеет границы с Туркменией и Казахстаном. С внешней стороны этот регион граничит с Россией, Китаем, Афганистаном и Ираном, часть границы проходит по Каспийскому морю. Для каждой страны в отдельности данные по границам составляют: Таджикистан граничит с Афганистаном, Китаем, Киргизией и Узбекистаном. Туркменистан граничит с Ираном, Афганистаном, Узбекистаном и Казахстаном. Киргизия граничит с Китаем, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Узбекистан граничит с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Туркменистаном и Афганистаном. Узбекистан граничит с наибольшим количеством из перечисленных государств. Казахстан граничит с Россией, Киргизией, Туркменистаном, и Узбекистаном. Афганистан из числа государств Средней Азии имеет границу со следующими государствами: Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. Китай (СУАР) граничит с Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном. Иран граничит с Туркменией. Россия с Казахстаном. Национальная ситуация. В регионе отсутствуют моноэтнические государства. Наиболее однородными в этническом отношении является Туркменистан и Узбекистан. В обоих этих государствах представители "титульной" нации составляют более 73%. В Туркменистане туркменское население составляет более 73.3% населения. Основные диаспоры: русские (10%), узбеки (9%), казахи (2%), татары (1%) . В Узбекистане (1991 год) узбеков 73 %, русских - 7,7%, татар - 4%, казахов и таджиков - по 4,8%, татар - 2,3%, киргизов и туркмен - менее чем по 1% населения . Третьим по принципу гомогенности общества является Таджикистан, где (1991) таджики составляют более 63,8%, узбеки - 24%, русские - 6,5% населения, киргизы - 1.3%. Таджикистан - единственное государство со значительной долей другого коренного для Средней Азии народа - узбеками. Для Таджикистана особенностью является наличие региональных ветвей таджикской нации. В соответствии с регионом выделяют такие субэтносы, как памирцы, матчинцы, дарвазцы и др. "За годы советской власти, несмотря на усилия по созданию общей экономики и слиянию региональных групп таджиков в "единую социалистическую нацию", глубокие региональные различия, обусловливающие не только социальную, но и политическую, культурную разнородность таджикского общества, не были преодолены. Более того, по ряду признаков эта гетерогенность усилилась. Социальные слои Таджикистана принадлежат к различным формациям и укладам. Так, крестьянство относится к докапиталистическому обществу, тогда как рабочий класс - к госкапитализму. Сами социальные слои внутренне весьма разнородны. В таджикском крестьянстве, например, можно выделить родовую общину Вахиа-Боло, соседскую общину Северного Таджикистана, тюркские племенные образования, товарные частные хозяйства пригородных районов Душанбе и Худжанда" . В Киргизии и Казахстане титульная нация находится в незначительном большинстве или составляет менее половины населения: Киргизия (1989): 52,4% киргизов, русских - 21,5%, узбеков - 12,9%. Казахстан является страной с наименьшим преобладанием "титульной" нации (1991): казахи составляют 41.1%; русские - 37.3%; украинцы - 5.3%; немцы - 5.0%; узбеки - 2.1%; татары - 2.0%. Наиболее распространённой за пределами "своего" государства нацией являются узбеки, диаспора которых в двух случаях является крупнейшей из нацменьшинств (Таджикистан и с поправкой на десятилетнюю старость статистических данных - Туркмения), в двух случаях (Киргизия и Казахстан) является крупнейшей из диаспор собственно среднеазиатских народов. В Афганистане узбеки составляют значительную группу: 6% населения (1990) . Прочие среднеазиатские народы распространены намного меньше. Интерес представляют (в связи с многочисленными случаями участия в террористических действиях) данные по уйгурской диаспоре. На территории Китая проживает (1990) 7,7 миллионов уйгур (0,64% от населения в 1,206,600,000 человек . Крупные группы существуют в Киргизии (в стране проживает до 100 тысяч уйгуров ) и Казахстане (300 тысяч ). Религиозно-культурные аспекты. Преобладающее религиозное направление в регионе - ислам, который является традиционной религией всех титульных наций. Наиболее распространена здесь суннитская ветвь ислама. Вместе с тем, хотя все народы региона являются мусульманскими, укоренение религиозных норм произошло в разной степени. Кочевые народы Казахстана, Туркменистана и Киргизии исламизированы в незначительной степени. Религиозные лидеры не пользуются здесь значительным авторитетом. Религия не играет никакой самостоятельной роли в политике. Более сильные позиции ислам занимает в Узбекистане и Таджикистане: странах с благоприятным климатом, земледельческой культурой и традиционно осёдлым сельским населением. В таких условиях религиозным и политическим лидерам значительно проще было установить господство ислама и поддерживать исламский порядок, что сформировало в земледельческих районах региона устойчивую традицию следования религиозному авторитету. Причём территорией наиболее ярко выраженной исламизации является Ферганская долина , что делает ситуацию в Средней Азии схожей с теми зарубежными государствами, где активно действуют исламские террористы (долина Бекаа в Ливане и Кашмирская долина в Индии). Другой распространённой конфессией является православное христианство, религия преимуществено русских и украинцев. Религиозный состав населения зависит от национального состава. Экономическая ситуация. В соответствии с классификацией, предложенной С.Хантингтоном , по уровню благосостояния все государства делятся на четыре группы: с высоким уровнем доходов (более 6000 долларов на человека в год), с доходами выше среднего (2200-5500 долларов на человека в год), ниже среднего (от 1000 до 2200 долларов) и с низким уровнем доходов (меньше 1000). В соответствии с этой классификацией, все государства региона принадлежат к двум последним категориям. Причём только Казахстан и Туркмения соответствуют показателю "ниже среднего". Наиболее преуспевающим государством региона является Казахстан с Валовым Национальным Продуктом (1993): U.S.$26,440,000,000 (U.S.$1,540 на душу населения) . Экономика Казахстана строиться прежде всего на основе крупной промышленности, доставшейся государству со времён СССР. Вслед за Казахстаном следует Туркменистан, экономика которого основана на нефте и газодобыче. В 1993 году ВНП составлял U.S.$4,898,390,000 (U.S.$1,270 на душу населения) . Следующим по уровню развития экономики является Узбекистан: на 1993 год его ВНП составлял U.S.$21,030,000,000 (и U.S.$960 на человека в год) и Киргизия: ВНП на 1993 год U.S.$3,745,000,000 при U.S.$830 на душу населения. Таджикистан значительно отстаёт и является беднейшим в регионе: ВНП на человека (1993) равнялся U.S.$470. Производственная структура стран региона характеризуется следующими качествами. Наиболее развитой экономикой с крупной промышленностью, доставшейся в наследство от СССР, обладает Казахстан. Наиболее значимыми объектами промышленности являются металлургические, угольные, нефтедобывающие и энергетические предприятия. В этой республике прошла приватизация, что позволило сформироваться трём группам собственников, сосредоточивших в своих руках наиболее крупные предприятия: "Казкоммерцбанк", председателем правления которого является Нуржан Субханбердин. В эту группу включены "Казтрансойл", президент которого - зять Назарбаева Т. Кулибаев, "Народный банк", группа компаний "Акцепт", "Алаутрансгаз", "Казахстан темир жолы", "Казфосфор", Ассоциация финансистов, частично "Казахтелеком", "Эксимбанк", "Шелковый путь - Казахстан", вторая группа контролирует "Казатомпром", "Сахарный центр", сеть АЗС "Мобил", "Мангистаумунайгаз", "Нур-банк". СМИ группы: телеканал "Хабар", НТК, КТК, газеты "Новое поколение", "Панорама", "Караван" и возглавляется Рахатом Алиевым, третья: А. Машкевич, А. Ибрагимов, П. Шодиев. Группа контролирует "Казхром", "Алюминий Казахстана", завод ферросплавов в Аксу, Евроазиатскую энергетическую корпорацию, Евразийский банк . Вторым по объёму экономики является Узбекистан, который лишь незначительно уступает Казахстану. В этом государстве значительную роль в экономике страны наряду с промышленностью занимает хлопководство. В Узбекистане не состоялась столь же масштабная, как в соседнем Казахстане, приватизация, и большая часть промышленности находится в руках государства. В Туркменистане наиболее ценную часть экономики составляет нефте- газодобыча, экспорт продуктов которой составляет около 50% общего объёма, что делает государство в значительной степени независимым от требований со стороны граждан. Киргизия обладает сопоставимой с Казахстаном структурой промышленности. Вместе с тем, отличие заключается в том, что размеры экономики пятикратно уступают Казахстанским и в два раза меньше на душу населения. Таджикистан обладает наименее значительной экономикой в регионе, что объясняется как окраинным положением республики в СССР, так и разорительной гражданской войной первой половины 1990-х. В стране почти полностью прекратила работу промышленность, за исключение нескольких металлургических предприятий, продукция которых идёт на экспорт и служит основным источником валютных поступлений в казну. В Китае ВНП на душу населения в 1993 году составил U.S.$490 . В Афганистане после двадцати лет гражданской войны душевой доход составил 220 долларов в год . Характеристика политических режимов. В государствах экс-СССР правит в большинстве случаев прежняя советская номенклатура, которая трансформировалась под влиянием распространяющихся рыночных отношений, усиливающегося национализма и политизацией ислама. Политическая сфера общества формируется в результате взаимодействия различных факторов: экономических, социальных, культурных. Лидеры государств: Назарбаев, Алиев, Рахмонов, Каримов, Ниязов принадлежали к числу первых лиц советских республик или как минимум входили в число номенклатуры. Ни одно из государств региона не соответствует демократическому стандарту, но в разной степени. По осуществляемому политическому курсу все государства можно расположить на шкале "демократия - диктатура". Более демократическими странами в данном случае будут рассматриваться Киргизия и Казахстан, на противоположном полюсе - Узбекистан и Туркмения. Даже в наиболее "просвещенных" Казахстане и Киргизии парламентские и президентские выборы проводятся с нарушениями в пользу действующих руководителей; действия власти часто имеют закрытый характер, оппозиция во время выборов подавляется оппозиционные СМИ подвергаются гонениям, их деятельности чинятся препятствия. В Туркменистане государство в наибольшей степени монополизировало политические функции. Фактически, отсутствует какая-либо значимая оппозиция. Столь эффективно монополизировать власть Ниязову позволили как отсутствие каких-либо демократических традиций и гражданского общества, так и то обстоятельство, что основным источников доходов государства являются не собираемые с населения налоги, а доходы от реализации нефти и газа. В Узбекистане также осуществляется преимущественно диктаторский тип правления, не терпящий рядом с властью или внутри неё каких-либо конкурирующих центров силы. Но основа этой власти - отсутствие сложившегося гражданского общества и традиции деспотической власти, складывавшиеся на протяжении тысячелетий в государствах Хорезме, Коканде, Бухаре и эффективно развитых в годы советской власти. Вместе с тем отсутствие столь же мощной экономической базы для поддержки личной власти Каримова, какой обладает Инязов в форме газа и нефти, создаёт возможность действовать различным региональным и клановым группам, а также формироваться экстремистским движениям. Казахстан и Киргизия представляет пример "демократических" стран региона. В Казахстане из-за больших размеров страны, наличия развитого экономического сектора, близости к России, наличия значительного неказахского, прежде всего русского населения государство не приобрело столь же откровенно диктаторской формы, как в предыдущих примерах. Здесь власть вынуждена более активно демонстрировать свой демократический имидж, поддерживая функционирование представительных органов власти. Реально влияние в стране имеют несколько группировок, все принадлежат к казахской элите и сложились вокруг нескольких крупных банков. Основа их экономического могущества - приватизированные предприятия. Киргизия представляется наиболее демократической страной. Стандарты демократии нарушаются в наименьшей степени. Влиянием обладают не столько руководители крупных предприятий или банков (в силу естественной слабости в этой небольшой бедной стране), сколько лидеры регионов и национально-клановых групп. Режим Акаева, опираясь прежде всего на северян, вполне сознательно привлекает к участию во власти киргизов из южной части страны. Киргизия является единственной страной, признавшей официальный статус русского языка (с 25 мая 2000 года), т.е. местное русское население рассматривается действующей властью как политический партнёр. В Бишкеке функционирует единственный в своём роде российско-киргизский Славянский университет. В Таджикистане, как и в соседних Туркмении и Узбекистнане, демократия не смогла утвердиться. Властные полномочия распределяются скорее по договорённости между двумя крупнейшими военно-политическими силами, одна из которых представляет собой преемника компартии Таджикистана, другая - исламскую оппозицию. Демократические процедуры носят характер "ширмы", вывески для создания благоприятного внешнего образа страны. Территориальное устройство также определяется не конституцией формально единого государства, а позициями того или иного местного лидера. Фактически, страна поделена на несколько самоуправляемых регионов, режим власти в которых полностью определяется характером местных группировок. Афганистан. Государство с отличным от прочих среднеазиатских государств историческим развитием. Афганистан - единственное из рассматриваемых государств, остававшееся полностью независимым в двадцатом веке. Обладает рядом общих характеристик со среденазиатскими государствами: этническая общность (на территории Афганистана находятся таджикские, узбекские, казахские и туркменские общины), религиозная большинство населения афганистана придерживается наиболее распространнённой в регионе суннитской ветви ислама. В политическом плане господствующие в Афганистане талибы активно поддерживают исламистов Таджикистана, Узбекистана и других стран. Эта поддержка осуществляется как напрямую, так и предоставлением контролируемой талибами территории для создания тренировочных лагерей. Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая, коренным население которого является тюркоязычное уйгурской население. Уйгурстан рассматривается в качестве восточного Туркестана, т.е. части единой тюркоязычной общности. На территории этого района уже несколько десятилетий развивается выросшее из партизанского движения террористическое подполье. Наличие значительной уйгурской диаспоры в Казахстане и Киргизии позволяет уйгурам использовать этот регион в качестве тыла, и проводить операции против китайцев. Исламское вероисповедание уйгуров приводит к формированию в их среде не только национально-освободительного с коммунистическим уклоном крыла, но и лагеря исламистов, которые под соответствующими лозунгами выступают в Китае и участвуют в совместных действиях на территории третьих государств. Интересы иностранных государств. В международном плане Средняя Азия является регионом, притягивающим внимание мировых и региональных держав. Во влиянии в регионе заинтересованы Россия, США, Китай, Турция. Для России интересы заключаются прежде всего в обеспечении безопасности приграничных областей. На втором плане находятся экономические интересы. Китай и США заинтересованы в разработке природных ресурсов стран Средней Азии, прежде всего нефти и газа. Турция делает акцент на этнической общности со многими странами региона и рассматривает распространение своего влияния на регион в курсе создания единого пантюркистского государства. Баланс сил. Из числа непосредственно среднеазиатских государств наиболее сильными являются Узбекистан и Казахстан, обладающие наиболее значительными человеческими и экономическими ресурсами. Но по существу, ни одно из государств не способно оказывать влияние на политику соседних. Туркмения самоустранилась от участия в региональных процессах. Таджикистан слишком занят внутренними делами, чтобы представлять собой фактор в международных делах. Узбекистан и Казахстан взаимно конфронтируют. Киргизия, которая одна может стать объектом воздействия со стороны соседей, поддерживает контакты с великими державами, что бережёт её от давления соседей. Вооружённые конфликты в регионе, действующие террористические и экстремистские группы. В регионе в течении 1990-х произошли три войны, с одной стороны в которых противником выступало государство, с другой - негосударственная организация. Первая война произошла в Таджикистане между силами республики и исламскими экстремистами, объединёнными в "Объединённую Таджикскую Оппозицию". Ещё две войны организовало и провело "Исламское Движение Узбекистана" в 1999 и 2000 годах. Кроме того, в странах Средней Азии действует ряд экстремистских организаций местного происхождения и действующих при активной поддержке из-за рубежа. Таджикистан, как государство, находившееся в течении относительно длительного времени в состоянии гражданской войны. На территории Таджикистана получил широкое распространение религиозный экстремизм местного происхождения, это государство стало полем деятельности международных исламских экстремистов. Основной политической силой религиозного происхождения экстремистского характера является "Объединённая Таджикская Оппозиция" (ОТО), боевые формирования которой вели вооружённые действия против правительственных сил в ходе войны 1992 года. Дестабилизация предоставила возможность многочисленным криминальным и полукриминальным элементам сформировать собственныые многочисленные вооружённые формирования и в течении длительногго времени терроризировать местное населения и иностранных представителей. Особо опасный характер таджикским вооружённым формированиям придаёт то обстоятельство, что в обстановке внутренней дестабилизации произошло сращивание религиозно-террористических группировок с криминальными организованными сообществами. Таджикские криминальные структуры активно занимаются наркоторговлей, работорговлей, бизнесом на захвате заложников и т.п. В отношении таджикских исламистских организаций можно отметить следующие направления внешних контактов: контакты с господствующим в Афганистане движением "Талибан". Союз с талибами осуществляется в силу того, что именно талибы оказали значительную помощь силам Объединённой Таджикской Оппозиции во время гражданской войны против сил Коммунистической партии и народного Фронта. Союз ОТО и Талибов осуществляется несмотря на различную этническую принадлежность: первые - таджики, вторые - пуштуны, ведущие военные действия против афганских умеренных исламистов - таджиков, узбеков и др. Таджикистан стал государством, которое пострадало от оппозиционной вооружённой активности в наибольшей степени. В течении 1992 - 1996 гг. на территории страны происходит гражданская война, в результате которой погибло до 200000 человек . Сторонами в войне выступали "Объединённая Таджикская Оппозиция", которая представляет собой наиболее значительное политическое движение исламского характера в регионе, и правительственные силы Таджикистана. Во время гражданской войны 1992 - 1996 гг. силы ОТО, включившие несколько исламистских партий и движений, пользовались значительной поддержкой населения южных районов Таджикистана и получали поддержку со стороны исламских орагнизаций соседнего Афганистана. В боевых действиях на стороне ОТО приняли участие участники антисоветского вооружённого движения в Афганистане, прежде всего арабские добровольцы. Мирное урегулирование в Таджикистане было достигнуто на основе разделения властных полномочий между двумя силами: Коммунистической партией и ОТО. Распределение властных постов произошло как на национальном уровне: часть министерских постов перешла к руководителям оппозиции, часть сохранила за собой коммунистическая номенклатура, так и на региональном: южные районы оказались под контролем исламистов, северные - в руках коммунистов. Формально гражданская война была завершена подписанием мирных соглашений в июне 1997 года. Однако действия исламистов не ограничивались лишь участием в крупномасштабных сражениях и партизанскими действиями. Одним из направлений деятельности исламистов было проведение терактов против известных в стране антиисламкими взглядами представителей политических кругов и интеллигенции. В 1992 - 1994 гг. были убиты экс-президент Академии Наук Таджикистана Осими, ректор педагогического института Исхаки, журналист Олимпур и другие известные деятели. Террористы в Таджикистане не управляются из единого центра, деятельность их зачастую носит криминальный характер. Наиболее известна террористическая группа Резвона Садирова, уничтожившая несколько десятков человек по политическим и криминальным мотивам. Активно исламисты в Таджикистане нападают на иностранных подданых. В 1996 - 1999 произошло как минимум девять террористических преступлений международного характера: убийства, захваты заложников, взрывы. Жертвами этих преступлений стали граждане России, Франции, Великобритании и других стран. Подвергшиеся нападениям находились в Таджикистане по самым разным основаниям: как военные наблюдатели ООН, сотрудники промышленных компаний, врачи. В декабре 1997 года бандой Садирова были похищены два французских гражданина, находившихся в Таджикистане с гуманитарной миссией. Эта операция стала последней в истории группы: Резвон Садиров был выслежен и убит, были убиты или арестованы до 50 членов его группировки . Отдельным направлением террористической деятельности в Таджикистане являются нападения на военнослужащих российских миротворческих сил. которые находятся в Таджикистане с 1993 года. Всего с 1993 по 1998 произошло 150 нападений. в которых было убито до 50 человек . Распространение Таджикского исламизма на территорию России. По сообшению. Ваххабиты таджикского происхождения намеревались взорвать в подмосковных Химках здание суда . Узбекистан. Наибольшую угрозу политической стабильности Узбекистана представляют исламские террористы. На территории Узбекистана с семидесятых годов укрепляется исламисткое политическое движение, придерживающееся халифатистских взглядов. Приверженцы этого движения считают, что на территории Ферганской долины необходимо создать исламский халифат - государство, построенное по образцу раннеисламского арабского государства. Исламизм вышел на политическую сцену Узбекистана в конце 1980-х, с ростом политической свободы в стране. Первоначально исламисты рассматривались действующей властью благожелательно, в их деятельности видели проявления возрожения национального самосознания, но вскоре режим столкнулся с экстремисткими антиправительтвенными проявлениями исламской активности, после чего режим Каримова стал рассматривать исламистов как угрозу внутренней безопасности. В период распада СССР проповедники политического ислама активно привлекают на мвою сторону молодёжь, одной из активных сил растущего исламистского движения становятся бывшие воины-"афганцы", познакомившиеся с идеями радикального ислама в Афганистане. В 1991 году в Намангане создаётся организация "Адолат" ("Справедливость"), активисты которой мерами прямого принуждения заставляли оставаться в рамках исламской традициии тех, кто, как им казалось, нарушает предписания Корана. Лидером двидения стал Тахир Юлдашев. Спустя непродолжительное время деятельности большинство активистов "Адолат" были арестованы, Юлдош с немногочисленными приверженцами скрылся в Таджикистане. Аналогичную группы под названием "Товба" ("Покаяние") возглавлял широкоизвестный сегодня Джумабай Ходжиев (Джума Намангани) . Наиболее агрессивной организацией является "Исламское Движение Узбекистана". Активисты этого движения начали совершать террористические действия с 1997 года, в виде нападений на чиновников и служащих правоохранительных органов. В 1999 году был проведён классический теракт против президента государства . Ёще большую угрозу представляли собой действия ИДУ осенью 1999 и осенью 2000 года. Дважды, используя в качестве тыловой базы территорию Таджикистана, вооружённые отряды ИДУ предпринимали попытку пробиться в Ферганскую долину Узбекистана и развернуть там военные действия с намерением в дальнейшем основать на территории долины исламской государство. ИДУ представляет собой организацию, которая ориентируется на агрессивный исламский фундаментализм. Тахир Юлдаш заявивил радио "Свобода": "Мы знаем свою цель, эта цель - свергнуть существующий в Узбекистане строй, освободить из застенков около ста тысяч наших братьев и сестер - верующих мусульман Узбекистана - и создать в Узбекистане такой режим, при котором люди могли бы свободно исповедать свою веру" . "Исламское движение Узбекистана" занесено Государственным Департаментом США в список наиболее опасных терроористических организаций мира . ИДУ имеет устойчивые контакты с таджикискими и чеченскими исламистами, с афганским движением "Талибан". В качестве ближайшей политической цели рассматривает создание халифата на территории Средней Азии и установление исламского порядка. ИДУ состоит в основном из уроженцев Узбекистана, но опирается в своей деятельности также на многочисленных сторонников из исламских радикальных организаций других стран. По сообщению радио "Свобода" от 10.08.2000 политический лидер ИДУ Тахир Юлдош в интервью пражскому радио сообщил, что основная часть боевиков вооружённых подразделений ИДУ в своё время сражалась в составе ОТО или проходила подготовку в лагерях ОТО, а также в составе его формирований находятся многочисленные боевики чеченского происхождения. Ещё более широк географический охват боевиков по стране происхождения. Юрий Черногаев в статье "Террористический интернационал" пишет: "В документах убитых боевиков - татарские, башкирские, чеченские, афганские, арабские и европейские фамилии" . Координация усилий среднеазиатских исламистов осуществляется на уровне руководства: Тахир Юлдаш и Моххамад Омар (лидер Талибан) обсуждали планы создания Исламского эмирата Фергана . Приводятся и другие факты сотрудничества узбекских террористов с международными исламистами: "подданный Саудовской Аравии, уйгур по национальности, Мухаммадамин Туркистони вручил одному из лидеров узбекских исламских радикалов Тахиру Юлдашеву 260 тыс. долл. для закупки оружия. Половина его в соответствии с требованиями Туркистони была передана уйгурским сепаратистам КНР" . "Известия" сообщают, что "Президентам представили уголовное дело одного из захваченных в плен боевиков из отряда Джумы Намангани. Пленный был завербован боевиками во время учебы в одном из мусульманских духовных училищ в Башкирии. Далее, как оказалось, этот человек был переправлен в Казахстан и уже оттуда - в военный лагерь, расположенный под Душанбе" . Киргизия является ареной активности как внутренних экстремистов, пока не перешедших к прямой вооружённой борьбе, так и террористов соседних государств: Таджикистана, Узбекистана, Китая. Угрозы исходят со следующих направлений: "Исламское Движение Узбекистана", организация "Хизб ут-Тахрир", уйгурские террористы, международные террористы-ваххабиты. Наибольшей угрозе безопасность Киргизии подвергается со стороны базирующегося в Таджикистане и Афганитсане ИДУ. Дважды (1999 и 2000 годы) вооружённые формирования этой организации вторгались в Киргизию. Уйгурские террористы неоднократно отметились в Киргизии проведением терактов. В 1998 году в составе интернациональной группы в горде Ош провели два взрыва, в результате которых погибло четыре или пять человек. В числе пяти осуждённых - кроме трёх уйгуров - членов террористической организации "Шарк-и-Туркестан", - один карачаевец - прошедший подготовку в лагерях на территории Чечни, и один - турок, активист организации "Серые волки". Второй случай произошёл в ночь с 25 на 26 мая 2000 года в Бишкеке гостиницы "Достук" террористы расстреляли из автоматического оружия машину, в которой ехали члены китайской делегации . Казахстан. Это крупнейшее государство региона до сих пор было избавлено от активной деятельности террорстических формирований, направленной против правительства государствоа илит на подрыв внутренней безопасности. Казахстану всё же не удалось избежать полностью активности террористов на своей терроритории. Уйгурские террористы стали использовать казахстанскую территорию для нападений на находящихся здесь китайских чиновников и дипломатов . Благоприятные условия уйгурскому терроризму в Казахстане даёт то обстоятельтво, что СУАР имеет наиболее протяжённую границу именно с Казахстаном и на казахской территории находится крупнейшая зарубежная уйгурская община. Специфика Казахстана заключается в том, что это государство находится на пересечении среднеазиатских транспортных путей, в силу чего становится транзитным регионом для различных междунродных экстремистов . Туркменистан, как уже говорилось, практически не подвергалс до настоящего дня терроритсическим нападениям. Факторы распространения терроризма Можно утверждать. что до сегодняшнего дня государства Центарльной Азии подверглись терроризму в различной степени. Наиболее пострадавшим в данном случае будет Таджикистан, следом следуют Узбекистан и Киргизия, и наконец - Казахстан и Туркмения, как практически не подвергавшаяся террористическим действиям. Если сопоставить этот ряд с систематизацией государств по уровню доходов (Казахстан - Туркмения - Узбекистан - Киргизия - Таджикитсан), то можно обнаружить почти однозначную зависимость интенсивности террористических действий от степени бедности страны. Исключением является перемена позиций Узбекистана и Киргизии в "пользу" последней. Именно Таджикистан, являясь наиболее отсталым из государств региона, стал ареной гражданской войны, а с окончанием войны - государством с наиболее высоким уровнем террористической активности. Находящаяся на четвёртом месте по уровню жизни Киргизия дважды стала объектом нападения со стороны "Исламского Движения Узбекистана" (1999 и 2000 годы), на территории этого государства действуют экстремисткая секта "Хизб ут-Тахрир". Узбекистан, находящйся по уровню благосостояния на третьем месте, дважды подвергался нападениям повстаческих формирований ИДУ (1999 и 2000 годы) и диверсионно-террористической деятельности исламистов; на его территории действует множество подпольных исламских групп. С чем это связано, будет рассмотрено ниже. Фактор внешного окружения сыграл в распространении терроризма в Среднейи Азии значительную роль. Причём события разворачивались по принципу "домино". Наибольшую угрозу в отношении стабильности на рубуже 1980-1990-х представлял собой Афганистан, на территории которого продолжалась гражданская война. С его территории военные действия, при поддержке афганской исламской оппозиции перекинулись в Таджикитан. Результатом гражданской войны было создание коалиционного правительсва, куда вошли представители Компартии Таджикистана и представители исламской оппозициии. Государство оказалось не в состоянии контролировать территорию страны и различные регионы оказались под властью местных кланов, политических и военных лидеров. В дальнейшем Таджикистан выполнил роль плацдарма для распространения терроризма в отношении Узбекистана и Киргизии, дважды предоставив формированиям ИДУ территорию для организации вооружённых рейдов на территорию этих государств. Внешний фактор проявляется также в отношении Киргизии и Казахстана в активности уйгурских террористов. СУАР имеет протяжённую границу и активные контакты экономического и культурного характера с этими государствами, благодаря чему члены экстремистких формирований имеют широкие возможности для проникновения в республики Средней Азии и действий против китайских дипломатов и чиновников. Наличие границы между Афганистаном и Туркменистаном не привело к распространению терроризма на территорию этого государства. Вместе с тем, внешний фактор почти ничего не значит, если затруднены контакты между внутренними экстремистами и их политичекими союзниками за пределами страны. В данном случае вступает в действие национальный фактор, который реализуется в двух аспектах: деятельности диаспоры, направленной на поддержку внутренней оппозиции и фактора "пятой колонны". Утверждая, что внешнее дестабилизирующее влияние может быть эффективным только при наличии внутренних сторонников дестабилизации, необходимо отметить в данном случае роль национальных диаспор в распространении экстремизма и терроризма. Многонациональный характер среднеазиатских государств сыграл в этом отношении свою негативную роль. Афганистан, на территории которого находятся многочисленные общины узбеков, таджиков и туркмен, оказал влияние на формирование исламистских движений в Таджикистане и Узбекистане и мобилизовал на террористические действия активистов последних. Наиболее мощной антикоммунистической силой Афганистане в конце 1980-х были вооружённые отряды таджикских исламистов. После вывода советских войск из Афганистана и прекращения помощи режиму Наджибуллы, афганская оппозиция захватила власть в государстве. Причём главенствующее положение в Афганистане заняли этнические таджики Раббани и Ахмад Шах Масуд. Это обстоятельство должно было вдохновить таджикских исламистов и способствовало получению ими разнообразной помощи со стороны Афганистана. Роль узбекской диаспоры. За пределами собственно Узбекистана существуют крупные диаспоры в Таджикистане и Киргизии. Представляется, что в конце 1980-х контакты узбекских исламистов с афганскими узбеками не могли быть интенсивными по той причине, что лидер последних генерал Достум поддерживал режим Наджибуллы. В последующем в активизации исламистов в Узбекистане могло сыграть роль падение режима Наджибуллы, и усилившиеся исламистские тенденции среди афганских узбеков, а также поддержка исламистов Узбекистана со стороны таджикских узбеков. В данном случае речь идёт о роли диаспоры в активизации исламизма в стране традиционного проживания. Значительная узбекская община существуют в соседней Киргизии, в которой именно среди узбекского населения наиболее распространены идеи исламского фундаментализма. Более ярко в этом отношении проявляется роль уйгурских террористов, которые провели несколько нападений на китайских представителей в Казахстане и Киргизии. Опасность со стороны уйгурских террористов в отношении режимов региона невысока в силу того, что их террористическая активность не направлена против действующих здесь правительств и народов. Их цели более узкие: борьба с китайским правительсвом. Последние два случая демонстрируют роль диаспоры в распространии экстремистских идей и терроризма на страну эмиграции. В связи с тем, что террористические действия рассматриваются прежде всего как проявление религиозного фанатизма, необходимо определиться с тем, какое влияние оказывает ислам на развитие политической, экономической и других сфер отношений, и в каких ситуациях ислам становиться идеологией, привлекающей экстремистов. Наиболее масштабные события, которые были связаны с деятельность терррористов и повстанцев, относятся к Таджикистану и Узбекистану, на территории которых находятся древние ислаские культурные центры. Очевидно, что ислам становится идеологией оппозиционного движения в тех случаях, когда длительное время культура и все стороны жизни народа формировались под влиянием ислама и при активном воздействии исламских авторитетов. Различные проявления социальной несправедливости в таких случаях рассматриваются как отход от традиции, предписываемой религией. В тех странах, где ислам стал только частью национальной культуры но не стал её основой и модернизация общественно-политической жизни проходит более динамично, критика социальной несправедливости основывается на современных концепциях м представлениях (Казахстан, Киргизия). В Туркменистане, который моернизирован в меньшей степени - государство подавляет своим авторитетом всякие попытки критики сложившейся системы. Следующим пунктом является рассмотрение вопроса о соотношении демократии и терроризма. Прежде всего, основываясь на том факте, что террорстической угрозе в первую очередь оказались подвержены Таджикистан и Узбекистан, и напротив, относительно большую безопасность демонстрируют Киргизия и Казахстан, можно утверждать, что авторитарные методы управления более которким путём велут к появлению террористических формирований. Проблемой становиться отсутствие всякого рода активных экстремистов в наиболее авторитарной стране Средней Азии - в Туркменистане. Очевидно, можно признать, что сам по себе авторитаризм и недемократические формы правления не приводят к появлению террористических организаций. В действие всупают более фундаментальные факторы экономического, национального, конфессионального характера. Сравнивать Туркменистан, как представляется, следует прежде всего с Узбекистаном, как государством, обладающим равной степенью национальной гомогенности и почти столь-же авторитарной властью. Такое сравнение позволяет выявить факторы, создающие возможности для экстремизма, с одной стороны, и дать заключение относительно того, почему Туркменистан оказался в зоне безопасности. В данном случае оправданными будут следующие предположения: Туркменистан является менее исламизированной страной, в которой верность клану и государству преобладает в сознании народа доминирующий характер, создаёт ситуацию, в которой становиться невозможным или почти невозможным формирование идеологий на основе других, кроме как национальных ценностей. Ислам в данном случае становиться составной частью национальной идеологии, легитимизирует авторитарный режим. Другой момент связан с хозяйственной структурой страны. Сосредоточение нефте- и газоресурсов в руках государства делает невыигрышной в экономическом отношении оппозиционность действующей власти. И наоборот, все выгоды получают приближенные к государству и власти группы. Сосредоточенность экономических ресурсов позволяет государству в Туркменистане доминировать и в политической сфере, основывая своё господство на мощных военных и полицейских структурах. Сосредоточение всей власти в руках государства, в сочетании с господствующей подданической культурой, и гомогенным обществом позволяет создавать государтсву в Туркмении политическую ситуацию, не предоставляющую никаких шансов контрсистемным группам. Напротив, при том, что на первй взгляд Узбекистан является столь-же гомогенным общестовм, как и Туркмения, здесь вступают в действие ряд факторов, которые вступают в противоречие с государственным авторитаризмом. Во-первых, узбексткое общество исламизировано в значительно большей степени, что создаёт в обществе две конкурирующие националистическую и исламскую идеологии. Во-вторых, высокоразвитое сельское хозяйство создаёт ситуацию, при которой значительное число людей не зависят в своей хозяйственной деятельности от власти. Существование в предыдущие исторические периоды на территории современного Узбекистана нескольких высокоразвитых государств (Бухарского ханства, Хивинского ханства, Хорезма, Кокандского ханства), создало традицию регионализма, что усиливает оппозиционную деятельность. Узбекистан, являясь формально гомогенным обществом, на деле оказывается разделённым на многочисленные политические направления и группы интересов по территориальному, клановому, хозяйственному, идеологическому принципам. Эта ситуация входит в столкновение с государственным авторитаризмом, что приводит возможности формирования экстремистских структур. Аналогичные заключения можно сделать в отношении Таджикистана. Распространение нестабильности на Таджикистан в1992 году в первую очередь определялось внутренними проблемами последнего. Напротив, к 1999 - 2000 годам в Узбекистане и Киргизии ещё не сформировлась достаточно мощная социальная база для антиправительственного протеста и не сложились силы, способные противостоять армии и правоохранительным органам государства, что предопределило поражение ИДУ в двух войнах. Вместе с тем, хотя "демократии" Средней Азии обладают большим иммунитетом от терроризма, порождённого внутренними конфликтами и связанного с массовыми движениями, они не могут гарантировать безопасности от террористических действий "профессиональных" террористов, в задачу которых входит проведение политических убийств. Примером такого рода действий являются акты, направленные против китайских дипломатов уйгурскими террорситами в Киргизии и Казахстане. Итак, в качестве факторов, способствующих терроризму в странах Центарльной Азии, в соответствии со степенью их занчимости, можно рассматривать следующие: бедность, внешнее влияние со стороны нестабильных государств, наличие диаспоры за рубежом, наличие "пятой колонны" внутри страны, степень исламизации общественно-политической жизни. Однако перечисленные факторы корректируются политическими отношениями. Демократия предоставляет определённую степень иммунитета от появления экстремистких организаций внутри старны, особенно в странах с гетерогенным составом населения. В таких государствоах особенно остры конфликты и роль демократических институтов в разрешении конфликтов является важнейшей. Но даже демократии не гарантируют от появления терроризма зарубежного происхождения. Проникновение террористов уйгурского происхождения (из Китая) и кавказскго (из России) является доказательством этому. В данном случае действия спецслужб являются последним доводом против политического насилия. Практика среднеазиатской политической жизни показывает, что самоизоляция, традиционализм и авторитаризм с опорой на национализм и вождизм являются эффективным средством против терроризма. Однако в данном случае речь идёт не столько о решении появляющихся проблем, сколько о их отстуствии благодаря социально-политической отсталости. Приложение. Хронология террористических преступлений 4 июня 1996 Таджикистан Преступик застрелил двух жён военнослужащих Российских миротворческих сил во время их визита на кладбище в Душанбе. Ответственность за преступление никто не взял; Министр Внутренних Дел Таджикистана обвинил в преступлении боевиков из банды Музлохандова. 26 июля 1996 Таджикистан Два преступника в аэропорту Душанбе застрелили водителе такси и напали на пост в аэропорту, охранявшийся российскими солдатами. Несколько солдат были ранены, преступники захвачены. 15 августа 1996 Таджикистан Взрывное устройство с дистанционным управлением было взорвано в кювете автодороги. В результате погиб водитель российского военного автомобили, ещё один военнослужащий был ранен. Ответственность за взрыв никто не взял. 8 декабря 1996 Таджикистан Группой преступников был захвачен и в течении пяти дней удерживался Британо-Таджикский золотой рудник в Дарвасе. Террористы захватили четырёх заложников, в т.ч. британского и южноафриканского подданных. 28 декабря заложники в результате совместных усилий ООН, Красного Креста, британских дипломатов и таджикского правительства были освобождены. 20 декабря 1996 Таджикистан Группа преступников, подчиняющихся Резвону Содирову захватила на автодороге Файзабад - Гарм автоколонну. Террористы захватили семь военных наблюдателей ООН - граждан различных государств и несколько таджикских чиновников. Выдвигаемые требования: освобождение арестованных сообщников. Спустя некоторое время заложники получили свободу. 2 января 1997 Таджикистан Неизвестными террористами были убиты российский врач и таджикстая медсестра в собственном жилище в Душанбе. 4 января 1997 Таджикистан Взрывом заминированного автомобиля в Душанбе убит один солдат российский миротворческих сил и трое ранено. Предполагается, что теракт провели исламские террористы. 23 января 1997 Таджикистан В Душанбе террорист убил козака, его мать и невесту. 4 февраля 1997 Таджикистан Около Комсомолобада партизанская группа Бахрома Содирова захватила четырёх военных наблюдателей ООН: двух швейцарцев, украинца, австрийца и их таджикского переводчика. Террористы потребовали предоставить возможность находящимся в Афганистане их сторонникам пройти в Таджикистан. К 17.02.1997 заложники были освобождены. 5-17 февраля 1997 Таджикистан В четырёх отдельных инцидентах в Душанбе и Гарме, группой Бахрома Содирова два члена Красного Креста, четверо российских журналистов и таджикский переводчик, четверо наблюдателей ООН, таджикский министар безовасности Сайдамир Зукуров. террористами было выдвинуто требование беспрепятственного прохода в Таджикистан из Афганистана для отряда Сайдамира Содирова. После выполнения требования заложники освобождены. 17 июня 1997 Таджикистан Террористом убит один офицер российских миротворческих сил в Таджикистане и один ранен. 18 ноября 1997 Таджикистан Боевиками Бахрома Содирова похищена французская супружеская пара. Выдвинуто требование освобождения последнего из тюрьмы. 29 ноября мужчина был освобождён, его жена убита в ходе контртеррористической операции таджикской полиции. 30 мая 1998 Киргизия Интернациональной группой террористов, состоящей из уйгур, карачаевца и турка, идентифицированными как "ваххабиты", проведён взрыв в городе Ош. В результате взрыва в миниавтобусе убито 2 человека и ранено 10. 31 мая 1998 Киргизия В результате теракта, организованного ваххабитами, при взрыве в здании убито 2 человека. 20 июля 1998 Таджикистан В Тавильдарьинской области убиты четверо наблюдателей ООН: граждане Польши, Уругвая, Японии, Таджикистана. 16 февраля 1999 Узбекистан В результате пяти взрывов в центре Ташкента убито 16 и ранено более 100 человек. в организации преступления обвинены террористы из "Исламского Движения Узбекистана". 6 августа 1999 Киргизия В Баткенской области террористами захвачены чиновники киргизского правительства. 13 августа они были освобождены. 22 августа 1999 Киргизия Вторгшимися с территории Таджикистана боевиками ИДУ похищены четыре японских геолога, переводчик и восемь солдат. До 25 октября все заложники оказались на свободе. 16 июля 2000 Таджикистан В Душанбе взорвали автомобиль, принадлежащий гуманитарному бюро Европейского союза "ЭКО". В результате взрыва один человек погиб, ранены четверо, в том числе трое детей. 21 мая 2000 Таджикистан Убит председатель национального Комитета по телевидению и радиовещанию Таждикистана Сайфулло Рахимов. Он был застрелен из автомата в центре Душанбе. 26 мая 2000 Киргизия В Бишкеке уйгурскими террористами убит член китайской правительственной делегации, два члена делегации ранены. Также ранен шофер, гражданин Киргизии. 16 июля 2000 Узбекистан Шухрат Баликов. Он направлялся в Афганистан, чтобы получить крупную сумму денег для последующей передачи Хаттабу. 28 августа 2000 Россия В Омске органами ФСБ задержан имам города Ишим Тюменской области 38-летний Хаджи Худжаев. Он обвиняется в попытке насильственного захвата власти в Узбекистане.
|